Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»»

Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.

ХАРТИЯ ТУРИЗМА — это программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс туриста. Кодекс туриста — это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки.

Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и свободу путешествовать без ограничений.

Как следствие этого права, государства должны разработать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех, кто ими пользуется (статья П Хартии туризма).

С этой целью государствам следует расширять сотрудничество в области туризма, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя возможности Всемирной туристской организации; уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками; защищать в интересах настоящих и будущих поколений туристскую среду, которая, включая человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества; содействовать доступу иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей с учетом постоянного снижения ограничений на путешествия (статьи Ш и IV Хартии туризма).

Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного туриста в стране посещения, что нашло свое логическое продолжение в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации».

Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» подписан Президентом 24 ноября 1996 г., разработанный в рамках Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», призванный регулировать отношения между туристом и туристской организацией, определять права, обязанности и ответственность сторон. Принятие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» было продиктовано появлением массового туризма в России и, следовательно, возникновением необходимости государственного регулирования туристской отрасли, а также образованием различных туристских объединений ассоциации, специализированных туристских изданий как для профессионалов в сфере туризма, так и для туристов. С принятием этого Закона российский турист получил возможность требовать соблюдения своих прав.

Этот закон указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором. Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг.

Как видно из терминов и определений, содержащихся в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,

«Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». Туристский продукт — это право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Турфирмы (туроператоры и турагенты) — это организации, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации или только по продвижению и реализации туристского продукта.

Необходимо иметь в виду следующее. Фирмы, оказывающие туристические услуги клиентам и заключающие договоры с туристами, занимаются предпринимательской деятельностью. Они несут повышенную ответственность за нарушения обязательств по договору, в том числе и допущенные теми лицами, с которыми турфирмы сами заключили договоры на обслуживание их заказчика (туриста). Такая ответственность наступает независимо от вины самой турфирмы. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязанностей со стороны контрагентов турфирмы.

Повышенная ответственность турфирмы возникает из смысла заключаемого ею договора с туристом, согласно которому турфирма не только реализует туристу право на тур, но и формирует и обеспечивает продвижение туристского продукта. Кроме того, согласно ст. 6 Закона о туризме турист имеет право на обеспечение во время тура или после него своих потребительских прав и возмещение убытков, компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кто эти услуги оказывает. Потребительские права туриста изложены также в Законе о защите прав потребителей, где определены его права при обнаружении им недостатков оказанной ему услуги (ст. 29). В частности, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены услуги, возмещения расходов и т. д. Данные нормы Закона о защите прав потребителей и Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» носят императивный характер. Поэтому отсылка к договору, ограничивающему ответственность, изложенная в ст. 401 ГК, не применяется. Следовательно, турфирма при заключении с туристом договора не вправе снимать или ограничивать свою ответственность (кроме случаев форс-мажорных обстоятельств) за недостатки при оказании туристских услуг, возникшие из-за нераспорядительности партнеров или по иным зависящим от них причинам.

Туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Приобретя такие права у других лиц и реализовав турпродукт туристу, турфирма тем самым становится ответственной перед последним по всем статьям заключенного с ним договора. Ограничение или устранение такой ответственности в договоре с туристом в силу требований ст. 16 Закона о защите прав потребителей надо расценивать как ущемление прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, и признавать недействительными.

Каков порядок реализации туристского продукта? Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такая реализация происходит на основании договора, который следует заключать в письменной форме. Договор должен соответствовать законодательству России, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. В договоре обязательно должны найти отражение существенные условия реализации турпродукта — предмет договора, условия, которые названы в законе (в данном случае в Законе о туризме) или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

К существенным условиям договора, указанным в законе, относятся:

-полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

-размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

-сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

-общая цена туристского продукта в рублях;

-информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

-права, обязанности и ответственность сторон;

-условия изменения и расторжения договора;

-сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

-сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия договора определяют стороны.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента записи в договор об оказании ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

-ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

-изменение сроков совершения путешествия;

-непредвиденный рост транспортных тарифов;

-невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом согласно закону сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости туристского продукта.

Конкретные условия путешествия, розничную цену туристского продукта указывают в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом.

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

· необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

· свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

· обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

· возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее — договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны(места)временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

· беспрепятственный доступ к средствам связи.

Однако помимо прав ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» делегирует также основные обязанности туриста. Их перечень содержится в ст. 7 Закона.

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

· соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

· сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

· соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

· соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Закон о туристской деятельности в новой редакции

В настоящее время туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и повышение уровня и качества жизни. При этом, стремительно развивающийся бизнес требует особого контроля от государства. В 1996 году правительством РФ был принят Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который описывает существующие классификации видов туризма, а также характеристику тур-продуктов, как основы всей туристской деятельности. В действующем законе уделяется особое внимание защите прав и интересов туристов на территории РФ и гражданских лиц, временно пребывающих за пределами России.

Что представляет собой закон?

Туристическая деятельность стремительно развивается с каждым годом. Граждане зачастую подразумевают под этим понятием выезд заграницу, посещение новых стран, достопримечательностей, проведение экскурсий, а также полноценный отдых и развлечения. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающий процесс по предоставлению гражданам различных видов услуг. Туризм включает в себя организацию путешествий на территории РФ и за ее пределами. Помимо этого, туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, которые предоставляются операторами.

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики мировых организаций, государства РФ и отдельных предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и перевозке человека заграницу.

Организация заграничного отдыха граждан РФ, а также оплата туристических услуг регламентируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий закон был принят госдумой 4 октября 1996 и одобрен советом федерации. Законодательный акт описывает принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. Федеральный Закон №132 контролирует возникающие отношения в процессе реализации туризма, а также регламентирует права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно ФЗ, каждый человек имеет право на отдых и путешествие заграницу. Данный законопроект также устанавливает правила использования туристических ресурсов на территории РФ и за ее пределами.

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» состоит из 9 глав, а именно:

  • гл. 1 — разъясняет понятие туристической деятельности;
  • гл. 2 — описывает принципы создания благоприятных условий для развития туризма, а также регулирования деятельности на территории РФ;
  • гл.3 — регламентирует права и обязанности граждан;
  • гл. 4 — диктует нормы по формированию, продвижению и реализации туристических услуг на рынке;
  • гл. 5 — регламентирует правила объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • гл. 6 — описывает туристические ресурсы на территории РФ;
  • гл. 7 — разъясняет правовые основы обеспечения безопасности туристов и финансовой ответственности туроператоров;
  • гл. 8 — регламентирует международное сотрудничество туроператоров;
  • гл. 9 — регулирует вступление в силу приведенных нормативно-правовых актов.

Последняя редакция закона проведена 28.12.16.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132, туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

Согласно статье №1, оказание экстренной помощи туристам дополнено обязанностью по перевозке граждан на территорию РФ из другой страны. Эти и другие услуги предоставляются международными объединениями туроператоров. Помимо этого, последняя редакция статьи дополнилась новыми актуальными понятиями:

  • электронный билет — туристическая путевка, составленная на основании оплаченных услуг по договору с оператором. Документ является официальным и котируется в других странах;
  • детский туризм — предоставление отдыха детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;
  • система указателей по ориентированию туристов в новой местности или стране —
    сведения по:

  • архитектурным зданиям, отелям;
  • навигация по улицам и адресам;
  • техническим приспособлениям, необходимым для туристов в новой стране.

Изменения в статье №6 касаются организации фонда «Турпомощи». Согласно последним данным, операторы обязаны оплачивать страховые взносы в резервный и компенсационный фонды персональной ответственности:

  • 50 000 руб. – для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс. туристов;
  • 100 000. руб. – к оплате организаций, которые ежегодно отправляют заграницу менее 100 тыс. туристов;
  • 300 000 руб. – к оплате туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного отдыха за год составляет более чем 100 тыс.;
  • 500 тыс. рублей – для организаций, которые предоставляют услуги заграничного отдыха более 500 тысячам граждан РФ.

Скачать закон о туристской деятельности в РФ

Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регламентирует основные составляющие туристического труда на рынке, а также возможность реализации услуг за пределами РФ. Законопроект направлен на защиту прав и интересов туристов.

Скачайте ФЗ о туристической деятельности в РФ здесь:

Закон “Об основах туристской деятельности”

Отечественный Закон «Об основах туристской деятельности» принят с целью определения основных принципов политики государства, которая направлена на установление правовых основ общего туристского рынка в России.

Данный нормативный акт призван урегулировать такие общественные отношения, которые возникают в ходе реализации гражданами (включая иностранных граждан, а также лиц без гражданства) ряда своих прав: права на отдых, на свободу передвижения и других прав при совершении путешествий.

Понятия закона об основах туристской деятельности

В законодательстве об основах туристской деятельности используется ряд терминов, основными из которых являются:

  • туризм;
  • туристская деятельность;
  • турист;
  • туристские ресурсы;
  • туристский продукт.

Под туризмом понимаются путешествия (т.е. временные выезды) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Эти путешествия осуществляются с различными целями: лечебно-оздоровительными, рекреационными, физкультурно-спортивными, познавательными, религиозными, профессионально-деловыми.

Важно, чтобы характер таких путешествий не связывался с выполнением деятельности, которая приносит доход в стране (месте) пребывания.

Закон выделяет несколько разновидностей туризма:

1) внутренний, т.е. путешествия постоянно проживающих в РФ лиц в рамках страны;

2) международный, который включает в себя выездной туризм (путешествия в другие страны) и въездной (путешествия из других стран);

3) отдельно рассматривается туризм, финансируемый бюджетными средствами, работодателями;

4) наконец, есть и самодеятельный туризм. Он организуется самостоятельно туристами.

Путешествия осуществляются туристами, т.е. лицами, которые посещают конкретную страну либо место на определенный период (от одних суток до полугода) либо осуществляют минимум одну ночевку.

Все исторические, природные, социально-культурные объекты Закон определяет как туристские ресурсы.

К таковым относятся объекты туристского показа и любые другие объекты, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей туристов (духовных и проч.), содействуют восстановлению физических сил туристов, их развитию и общему поддержанию жизнедеятельности.

Cертификация – подтверждение полного соответствия продукции и услуг установленным нормам и требованиям. Читайте статью о сертификации согласно российского законодательства.

Все что вы не знали о сроках годности продуктов питания, можно прочитать здесь.

При осуществлении туристской деятельности субъекты оказывают определенные услуги, связанные с перевозкой и размещением туристов. Комплекс данных услуг, которые оказываются за общую цену в рамках соответствующего заключенного договора, именуется туристским продуктом.

Структура закона об основах туристской деятельности

22 статьи рассматриваемого Закона объединены в 11 глав.

Первая глава традиционно содержит в себе положения общего характера, включая терминологию.

Вторая глава посвящена государственному регулированию туристской деятельности: определяются принципы, на основании которых осуществляется такое регулирование, цели и способы регулирования.

В третьей главе определены права туристов и их обязанности.

Четвертая глава затрагивает специфику формирования и продвижения туристских продуктов, особенности их реализации.

Составление претензии на некачественный товар является началом решения вопроса по обмену дефектного изделия или возврата за него денег. Читайте на страницах сайта публикацию на эту тему.

Вы отменили поездку на поезде, но билеты еще на руках? Читайте о возврате билетов здесь.

Пятая глава регламентирует деятельность объединений туристических операторов, турагентов и туристов.

В шестой главе содержится общая норма, касающаяся туристских ресурсов.

Седьмая глава затрагивает вопросы обеспечения безопасности туризма. Глава 7.1 касается финансового обеспечения: здесь устанавливаются требования к финансовому обеспечению, его размер, сроки действия и некоторые другие вопросы.

Глава 8 – это нормы о международном сотрудничестве. В главе 8.1 же содержатся положения о государственном надзоре в сфере туристской деятельности: таким способом обеспечивается защита прав туристов.

Наконец, девятая глава содержит правило об ответственности за нарушения законодательства о туристской деятельности, а также определяет порядок вступления Закона в силу.

Важные положения закона о туристской деятельности

Безусловно, важнейшей главой рассматриваемого нормативного акта является глава 3-я, которая определяет права и обязанности туристов.

Так, турист в ходе подготовки к путешествию, непосредственно во время него (в том числе и при транзите) наделен такими правами:

  • право на получение всей необходимой и (важно!) достоверной информации о том, какие существуют в стране (месте) назначения правила въезда и пребывания. Это право также включает в себя возможность получения сведений о местных обычаях, различного рода религиозных обрядах, о природных, исторических, культурных памятниках, святынях, других объектах, которые находятся под особой охраной. Важная составляющая этого права – сведения о состоянии окружающей среды.
  • право на свободное передвижение, доступ ко всем туристским ресурсам (учитывая наличие возможных мер ограничительного характера);
  • право на гарантированное обеспечение личной безопасности, а также безопасности потребительских прав, на обеспечение сохранности личного имущества, на свободное получение необходимой медицинской помощи и ряд иных прав.

Что делать, если у вас просрочка по кредиту, банк не прекращает беспокоить вас звонками? Читайте об этом в публикации на тему: “Возврат банковских кредитов”.

Сотрудники банка не рассказали вам о скрытых комиссиях банка? Как вернуть переплату, можно прочитать тут.

Таким образом, законодатель достаточно урегулировал туристскую деятельность. Целый ряд положений рассмотренного Закона определяет правовой статус туристов. Отдельные нормы закладывают правовые основы туристской деятельности, осуществляемой турагентами и туроператорами.

Статья 6. Права туриста

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

Статья 6. Права туриста

Комментарий к статье 6 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”

1. Статьей 6 комментируемого Закона устанавливаются права туриста при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит.

Прежде всего турист имеет право на необходимую и достоверную информацию:

а) о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, в т.ч. и несовершеннолетних туристов. Данная информация включает в себя сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, о правилах оформления документов, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, а также о таможенных, медицинских и санитарно-эпидемиологических правилах, об ограничениях на въезд в страну для отдельных категорий граждан или групп туристов (в случае, если таковые имеются);

б) об обычаях местного населения. Данная информация включает в себя сведения о правилах поведения туристов в общественных местах, о форме одежды и т.д.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Таиланд, указано что в общении с тайцами следует сохранять спокойствие и улыбку. Гнев в Таиланде – выражение грубости и невоспитанности. Недопустимо выражать даже малейшее пренебрежение к тайской монархии или королевской семье. При посещении Королевского Дворца нельзя быть одетым в слишком открытую одежду (с оголенными плечами, коленями, пятками). Перед входом в храмы, где хранятся образы Будды, а также при посещении частного дома тайца необходимо снимать обувь. В Таиланде не принято публично выражать свои чувства между мужчиной и женщиной. Не следует дотрагиваться до головы тайца даже из самых лучших побуждений ;

в) о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Индию, указано, что из Индии запрещен вывоз шкур тигров, диких животных и оперения птиц, кож и изделий из кож редких рептилий, живых растений, золота и серебра в слитках, предметов антиквариата и старины, изготовленных более 100 лет назад. Находясь в Индии, турист может посетить самый первый собор, построенный португальцами в Гоа, – собор Святой Екатерины. Это крупнейшая христианская церковь в Азии и яркий образец архитектуры эпохи Возрождения. Также можно посетить Базилику Бом Иисуса, где в серебряном гробу хранятся нетленные мощи Святого Франциска Ксавьера; множество других древних индуистских храмов времен допортугальского владычества; Ворота Индии, Дхоби Гхат, замки Малаксми, множество музеев, а также увидеть знаменитое ожерелье королевы Марине Драйв; Хампи, где в самом сердце плато Декан лежат руины древней столицы Виджаянагарской империи – города Хампи, построенного в XIV веке .

Максимально полное предоставление информации является одним из признаков качественного предоставления туристской услуги. Непредоставление туристу необходимой информации в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” будет признаваться нарушением, влекущим наложение административной ответственности в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ.

2. При совершении путешествия туристы имеют право на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Свобода передвижения – важнейший фактор, определяющий туризм, она необходима для участия в путешествиях, гармоничного развития туризма. В то же время любое государство вправе установить ограничение для передвижения туристов с учетом охраны государственных тайн, границ, территорий, в том числе территорий военного назначения, а также территорий, где имеют место опасности для посетителей . Кроме того, ограничение доступа к туристским ресурсам может быть установлено в целях сохранности туристских ресурсов.

Сирик Н.В. Права туриста в соответствии с законодательством РФ. URL: http://library.shu.ru/pdf/sirik10.pdf.

Например, по соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал (Индия) можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком либо могут подъехать на электрическом автобусе.

3. К правам туриста Законом отнесено обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

Под личной безопасностью понимают обеспечиваемое деятельностью государства и общества социальное благо, предоставляющее возможность индивиду беспрепятственно пользоваться своими жизнью, здоровьем и физической свободой .

Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

Иными словами, личная безопасность туриста – это безопасность его жизни и здоровья.

Специальные меры обеспечения личной безопасности присущи исключительно сфере туризма и тесно связаны с правовым статусом туриста (например, страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев; финансовое обеспечение ответственности туроператоров; оказание услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности; предоставление необходимой и достоверной информации о туристском продукте и исполнителях услуг).

К правовым мерам личной безопасности также относятся оказание консульской, правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи в стране (месте) временного пребывания; антикриминальные меры безопасности (включая предупреждение, выявление и пресечение преступлений в отношении туристов и их имущества); меры по разрешению потребительских споров между туристами и организациями туристской индустрии; меры по обеспечению сохранности персональной и иной конфиденциальной информации туристов; правовая охрана чести и достоинства, доброго имени туристов; меры в области технического регулирования; меры государственного контроля (надзора), а также общественного контроля, осуществляемые в целях соблюдения организациями туристской индустрии законодательства, регулирующего вопросы обеспечения личной безопасности туристов; меры юридической ответственности за нарушение законодательства в области личной безопасности туристов.

Следует обратить внимание, что оказание медицинской помощи туристам возможно только при наличии медицинской страховки. При планировании путешествия туристу необходимо внимательно ознакомится с перечнем медицинских услуг, покрываемых стандартной медицинской страховкой. В некоторых случаях целесообразно иметь дополнительную медицинскую страховку с расширенным перечнем оплачиваемых медицинских услуг.

Практическое значение имеет также письмо Министерства иностранных дел РФ от 22 июля 2011 г. N 7942-н-4ед, в котором указывается, что, как правило, услуги в сфере здравоохранения иностранным туристам в Турции оказываются в частных клиниках, однако с 13 июня 2011 года данные услуги стали оказывать больницы, подведомственные Министерству здравоохранения Турции. В этой связи иностранные граждане и туристы, нуждающиеся в лечении на территории Турции, могут обращаться на иностранных языках в Центр скорой медицинской помощи по телефону 112, а также по телефону 184 – по вопросам оказания врачебной помощи. В рамках данного нововведения в 6 провинциях Турции (Анкара, Стамбул, Измир, Анталья, Мугла, Айдын) были организованы Координационные районные центры по работе с иностранными гражданами. С более детальной информацией можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: URL: www.saglik.gov.tr/saglikturizmi.

К внеправовым мерам личной безопасности относятся меры технического характера (наличие исправного туристского снаряжения и инвентаря, установка защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, водоемов, горнолыжных трасс)), а также медицинские меры, связанные с надлежащим обеспечением туристов (вакцинация, индивидуальные аптечки, врачебные осмотры) .

Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов // Журнал российского права. 2011. N 5.

Право на обеспечение потребительских прав и сохранности имущества туристов предполагает сохранность их личных денежных средств, в том числе передаваемых туристским организациям в счет оплаты услуг по договорам, предметов личного обихода, туристского снаряжения и инвентаря, сувенирной продукции, драгоценных вещей и других предметов, которые используются и (или) приобретены туристом во время путешествия.

4. Турист имеет право на обеспечение в соответствии с комментируемым Законом экстренной помощи в виде эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплаты услуг по перевозке и (или) размещению) за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Порядок оказания экстренной помощи должен быть утвержден Правительством РФ (см. проект соответствующего постановления на сайте Минкультуры РФ: URL: http://mkrf.ru/dokumenty/3974/detail.php?ID=258443).

5. В случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

В частности, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (в частности, комментируемым Законом), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”).

6. Законом закреплено право туриста на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи.

Данное право, вероятнее всего, будет распространяться на туристов, путешествующих на территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления иностранных государств осуществляют взаимодействие с туристами в соответствии со своим национальным законодательством.

Однако к этому праву можно также отнести право туриста на получение правовой и иных видов неотложной помощи в консульских представительствах РФ на территориях иностранных государств.

7. Одним из самых сомнительных прав туриста является право на беспрепятственный доступ к средствам связи. В Законе отсутствует какая-либо норма, предусматривающая возможный механизм реализации данного права. Например, отсутствует соответствующая обязанность у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных субъектов обеспечивать туристу беспрепятственный доступ к средствам связи.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

В действующей редакции Закона О туристской деятельности права и обязанности туристической фирмы прямо не установлены, однако в законе Свердловской области от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.), установлены права и обязанности туристической фирмы.

В частности, установлено, что при осуществлении деятельности в сфере въездного туризма туроператор и турагент обязаны:

1. Иметь проектно-технологическую документацию, оформленную в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ней при осуществлении туристической деятельности по внутреннему туризму;

2. В случае непосредственного оказания услуг, входящих в тур, выполнять требования по обеспечению безопасности туристов в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Областным законом.

3. Исполнитель в случае временного приостановления деятельности обязан предоставить потребителю информацию о сроках временного приостановления деятельности.

4. Исполнитель — юридическое лицо обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (почтовый адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске; Исполнитель — индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

5. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию.

6. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

7. Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристический продукт, в единый федеральный реестр туроператоров, а также наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта (далее — договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристического продукта (далее — банковская гарантия), предусмотренных Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (далее — финансовое обеспечение).

8. Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю сведения о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристического продукта;

9. Исполнитель обязан предоставить потребителю туристический продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристического продукта.

10. Если исполнитель при заключении договора о реализации туристического продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристического продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристический продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

11. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристический продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристического продукта.

12. Исполнитель в соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных» принимает необходимые меры по обеспечению безопасности информации о полученных исполнителем в процессе оказания услуг персональных данных потребителя, в том числе при их обработке и использовании.

13. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристического продукта, туристическую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристический продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя. Закон Свердловской области от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.)

Установление этих прав на федеральном уровне является одним из приоритетных направлений законодательства, так как установление предупредило бы злоупотребление правом туристическими фирмами.

Нередко в договорах туристическая фирмы недостаточно четко регламентируют свои обязанности перед клиентами. Установленные договорами права и обязанности сторон бывают несопоставимы, неравноправность туриста и фирмы в пользу фирмы, явное ущемление прав потребителя — все это получает всё большее распространение на практике.

В разработанных туристическая фирмами типовых формах договоров на туристическое обслуживание бывают положения об ответственности сторон. Например, в бланке договора одной из туристических фирм содержалось условие, в соответствии с которым заказчик несет ответственность перед фирмой в пяти случаях, случаи ответственности туристической фирмы не были предусмотрены договором. В то же время предусматривалось, что туристская фирма не несет ответственности в шести случаях. В путевке также упоминалось о шести случаях, когда туристическая фирма не несет ответственности перед туристом.

Некоторые договоры устанавливают, что исполнитель не несет ответственности даже в случаях, когда заказчик обладает полным правом на возмещение убытков (например, если тур не состоялся по вине исполнителя).

Данное положение противоречит п. 2 ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которым соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Под убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ понимаются не только прямые потери, но и упущенная выгода и другие потери.

Часто незаконно порой трактуются в договорах так называемые форс-мажорные обстоятельства. Фактически вопреки п. 3 ст. 401 ГК РФ фирмы относят к таковым отмену, изменение или несоблюдение расписания движения самолетов и других видов транспорта. Встречаются случаи, когда туристическая фирмы, действующие на российском рынке, особенно с иностранным капиталом, включают оговорку о рассмотрении спора по месту и законам страны пребывания туриста. Чеботарева И.А. Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. Тенденции и пути развития, предложения по формированию пакета нормативно-правовых актов, регулирующих туристическую деятельность в Санкт-Петербурге. Спб.2002

С принятием ФЗ «О техническом регулировании» в России серьезно изменилась система формирования обязательных требований к безопасности товаров и услуг. Но все же до 2009 г. требования к безопасности услуг, содержащиеся в стандарте, носят обязательный характер.

При оказании туристических услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях. Существует классификация факторов риска в туризме: различного рода травмы, воздействие окружающей природной среды, пожары, повышенная запыленность и загазованность и т.д.

Например, когда приобретается поездка в горы. В этом случае риск получения случайных травм очень велик не только в связи с неосторожным поведением туристов, но и в связи с различными природными явлениями в данной местности (сели, лавины, камнепады, атмосферное электричество, молнии и т.п.). Туристическая фирма обязана информировать туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы. Лучше всего, если такая информация будет отдельно записана и турист при заключении договора получит ее на руки и поставит свою подпись о том, что с ней ознакомлен. Сорк Д.М., «Законы России: опыт, анализ, практика», N 2, февраль 2007 г.

В судебной практике наиболее сложными являются дела, связанные с тем, когда во время автобусных экскурсий или поездок происходят аварии. В этих случаях туристическая фирмы пытаются переложить свою ответственность либо на фирму-перевозчика, либо на организатора экскурсии, поскольку приходиться возмещать не только стоимость путевки, но и затраты на лечение. Однако законодательство четко определило, что фирма обязана обеспечить туристу безопасность на протяжении всего срока действия туристического договора. Единственное, что в таком случае может освободить фирму от ответственности, если турист самостоятельно приобрел на месте поездку на экскурсию и данная экскурсия не предусмотрена в договоре. Бывает, что в договоре указано, что возможна какая-либо экскурсия, но оплата производится на месте. За возникшие во время такой экскурсии неприятности также отвечает туристическая фирма.

Необходимо остановиться на таких факторах в туризме, связанных с безопасностью, как воздействие окружающей среды и биологические факторы риска. Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами давления. Туристическая фирма должна информировать туриста о реальных условиях маршрута, в том числе и климатических. Зачастую происходит обратное, и фирма пытается использовать специфические климатические условия как доказательство своей невиновности. Сорк Д.М., «Законы России: опыт, анализ, практика», N 2, февраль 2007 г.

В статье использовались материалы с сайтов: http://vuzlit.ru/400211/federalnyy_zakon_osnovah_turistskoy_deyatelnosti_rossiyskoy_federatsii, http://lawlinks.ru/zakon-o-turistskoj-deyatelnosti/, http://z-p-p.com/zakonodatelstvo/zakon-ob-osnovakh-turistskoy-deyatelnosti.html, http://zakoniros.ru/?p=4903, http://studbooks.net/663180/turizm/prava_obyazannosti_turisticheskoy_firmy,

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector