Авторское право порядок, способы и защиты (стр. 4 из 6)

Право на перевод произведения.

Формами использования произведений являются их перевод на другой язык или переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводятся к праву давать согласие на использование перевода. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления. Разрешая перевод произведения, автор может оговорить свое право на внесение в произведение исправлений и дополнений, исключение из произведения отдельных частей и т.д. Право на перевод по действующему российскому законодательству признается за автором и его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения.

Российское законодательство не предусматривает механизма выдачи принудительных лицензий на перевод, который допускается вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст.V всемирной конвенции об авторском праве[5]

Право переделывать произведение.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося несанкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав.

Рассмотрим пример из судебной практики: АОЗТ «Никита Продакс Лтд» поставило в розничную торговлю партию водки «NIKITA» с этикеткой, в центре экспозиции которой помещены две конные фигуры гусар. Указанные фигуры взяты с открыток «Русская армия 1812г.» (выпуск 2), выпущенных в свет в 1988г. издательство «Изобразительное искусство». При этом на этикетке два отдельных рисунка художника П. объединены в общую композицию. Поскольку автор рисунков согласия на их использование и переработку не давал, РАО в его интересах обратилось с иском в суд. В пользу автора взыскано компенсация в размере 500 минимальных размеров оплаты труда.[6]

После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательством не предусматривает.

Иные права авторов.

Наряду с рассмотренными выше правовыми возможностями авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Некоторые из этих прав непосредственно указаны в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», другие, хотя прямо Законом и не названы, но следуют из него, так как последний исходит из того, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п.1 ст.16).

Применительно к использованию произведений архитектуры градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» особо выделяет имущественное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В сущности, рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20% автор имеет право на получение 5% от перепродажной цены.[7] Правом следования обладают только авторы произведений изобразительного искусства. При этом имеются в виду лишь оригиналы произведений, т е. уникальные материальные носители произведений живописи, скульптуры, графики и т. д.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», безусловно, признает за авторами право на вознаграждение, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо и не названо. Закон исходит из того, что автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения за использование произведения в любой форме и любыми способами. Иными словами предполагается, что каждое из уже рассмотренных авторских правомочий неразрывно связано с правом автора на получение вознаграждения. В абстрактном виде, вне связи с каким-либо конкретным способом использования произведения, право на вознаграждение не существует. Поэтому в его специальном выделении в качестве особого права нет никакой необходимости.

К имущественным правам, прямо не названным в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», но вытекающим из него, могут быть отнесены все права, связанные с использованием авторских произведений в тех формах и теми способами, которые в Законе не перечислены. Примером может служить такое доведение произведения до сведения публики с помощью специальных технических средств, которое в строгом смысле не подпадает ни под передачу в эфир, ни под сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Например, нередко в поездах, самолетах, гостиницах и т. д. посредством внутренних акустических и видеосистем для пассажиров и проживающих передаются специально подготовленные программы.

Порядок и способы защиты авторских прав.

Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их зашита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения[8] .

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Ч. 1 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских прав.

Гражданско-правовой способ защиты авторских прав.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушен­ных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Новое ав­торское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр, способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Согласно статье 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

-восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

-прекращения дейст­вий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

-взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

-выплаты компенсации в опре­деленных законом пределах.

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъектив­ных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействи­тельным не соответствующего законодательству ненормативного акта ор­гана государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предус­матривает возможность применения к нарушителям некоторых дополни­тельных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискован­ные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации матери­алов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Способы и особенности защиты авторских прав

Защита авторских прав — многогранное понятие, охватывающее и систему мер, предусмотренных законодателем, и действия правообладателя по реализации своих правомочий. Способы защиты авторских прав разнообразны. В определенных обстоятельствах применим один или более соответствующих ситуации способов.

Общие положения гражданского законодательства о защите авторских и смежных прав

Система способов защиты авторских прав, закрепленная в ч. 4 ГК РФ, урегулирована более подробно по сравнению с применявшимся до введения ее в действие Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I. При этом статья, в которой такие способы систематизировались бы применительно к авторскому праву, отсутствует. Следует руководствоваться нормами ст. 1250–1254 ГК РФ, относящимися к защите прав на объекты интеллектуальной собственности в целом. Кроме того, в дополнение к пп. 2, 3 ст. 1252 глава 70 содержит ст. 1301, 1302, 1311, 1312, относящиеся к обеспечению иска и компенсации.

Субъектами защиты являются:

  • авторы;
  • лицензиаты — обладатели исключительных прав (но не простой лицензии, п. 27 постановления пленума ВАС РФ и ВС РФ от 26.03.2009 № 5/29);
  • наследники в той части, в которой они правомочны согласно закону.

Защита авторских прав реализуется, как правило, в юрисдикционной форме (путем обращения в суд). Меры неюрисдикционного воздействия (самозащита) не всегда возможны или малоэффективны.

Как защитить авторские права: способы по ГК РФ

Каждому нарушению соответствует 1 или несколько способов защиты авторского права, реализуемых, в зависимости от характера нарушенных прав, путем предъявления требования:

  • о признании права (в случае отказа или уклонения от признания);
  • восстановлении предшествовавшего нарушению положения;
  • пресечении нарушения (к лицу, его совершившему или подготавливающемуся к нему);
  • возмещении убытков или выплате компенсации (при недозволенном использовании объекта);
  • изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей;
  • компенсации морального вреда (в случае нарушения личных неимущественных прав: права на имя, права авторства и др.);
  • постоянном (вечном) ограничении доступа к сайту (в случае повторного нарушения авторских прав одного и того же истца), публикации решения суда о нарушении и действительном правообладателе.

Кроме того, к защите авторских прав относятся все способы защиты прав, перечисленные в общих нормах ГК РФ, в частности в ст. 12, 15, 151. Ответственность за нарушение авторских прав суды применяют с использованием ст. 401 ГК РФ: предприниматели отвечают независимо от наличия вины, а иные лица — в случае виновного нарушения (п. 23 постановления № 5/29). Требование о применении мер защиты может быть предъявлено и к невиновному нарушителю (п. 3 ст. 1250 ГК РФ).

Самая суровая мера (прекращение юридического лица или ИП) применяется только при наличии вины (ст. 1253 ГК РФ).

Авторская защита: подсудность, обеспечительные меры

1. Споры в этой сфере подсудны судам общей юрисдикции (однако споры с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, рассматривает арбитражный суд, п. 1 ст. 33 АПК РФ).

До обращения с иском правообладатель вправе заявить ходатайство об обеспечительных мерах, некоторые из которых описаны в ст. 1302 ГК РФ:

  • запрет действий, направленных на распространение (введение в гражданский оборот) объекта прав;
  • наложение ареста на контрафактные экземпляры, материалы и оборудование для их изготовления.

2. Согласно ч. 3 ст. 26 ГПК РФ с 01.08.2013 дела о защите авторских прав в сети интернет по 1-й инстанции рассматривает Московский городской суд (за исключением прав на фотографии и аналогичные произведения). При этом до обращения с иском правообладатель может инициировать применение обеспечительных мер, направленных на ограничение доступа к размещенной информации или совершение иных действий, касающихся предмета спора (п. 1 ст. 140 ГПК РФ), при условии документального подтверждения:

  • факта использования произведения (скриншот сайта, желательно удостоверенный нотариусом);
  • прав заявителя (подтверждение публикации, соглашение о депонировании рукописи и др.).

Защита прав авторов и патентообладателей: сходство и различия

В регулировании защиты авторских прав и прав патентообладателей имеются некоторые отличия:

  • В первую очередь они различаются по подсудности. Споры по искам патентообладателей относятся к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 4 ст. 34 АПК РФ), в отличие от требований о защите авторских прав (см. выше).
  • В связи со спецификой реализации патентных прав (необходимость в государственной регистрации, выдаче патента) дополнительные категории споров связаны с обжалованием действий (бездействия) Роспатента, признанием патента недействительным и др.
  • Для защиты патентных прав предусмотрена также административная процедура в виде обращения в Палату по патентным спорам (отделение ФИПС).
  • установление специальной подсудности и обеспечительных мер (см. выше);
  • определение порядка исполнения Роскомнадзором по прямому заявлению правообладателя без посредничества судебных приставов-исполнителей установленных судом мер по блокированию возможности использования информации путем воздействия непосредственно на владельца сайта через владельцев сетевого оборудования (провайдера, операторов связи) (ст. 15.2 закона № 149-ФЗ);
  • закрепление ответственности информационного посредника при наличии его вины (например, в случае непринятия им мер после обращения непосредственно к нему правообладателя по поводу устранения нарушения) (ст. 1253.1 ГК РФ).

Защита авторских прав в сети интернет

С развитием технологий нарушение авторских и смежных прав приняло массовый характер. Информация, размещенная в интернете, может быть многократно скопирована, причем правообладатель может даже не узнать об этом. Основные нормы ГК РФ, ГПК РФ и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ по охране авторского права в интернете введены ФЗ от 02.07.2013 № 187-ФЗ:

То, что эти меры применимы на практике, можно видеть, например, по результатам исполнения решений Мосгорсуда в отношении сайта «Рутрекер».

Защита авторских прав — обязательное условие реализации такого права. Для эффективной защиты авторских прав правообладателям нужно ориентироваться в вопросах подсудности и возможностях использования тех или иных мер. Важнейшие моменты кратко освещены в нашей статье.

Защита авторских и смежных прав. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы.

Лицо, к которому при отсутствии его вины применены предусмотренные меры защиты интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, не исключает применение в отношении нарушителя таких мер, как публикация решения суда о допущенном нарушении, пресечение действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей. Указанные действия осуществляются за счет нарушителя.

В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.

1. Гражданско-правовой способ защиты ст. 12 ГК:

— признания права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения- к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;;

— признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

— признания недействительным решения собрания;

— признания недействительным акта государственного органа или ОМС;

— присуждения к исполнению обязанности в натуре;

— возмещения убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение. Подлежит доказыванию правообладателем факт правонарушения. Но он освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости

— компенсации морального вреда;

— прекращения или изменения правоотношения;

— неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

— иными способами, предусмотренными законом:

а) изъятие материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

б) публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

При нарушении имущественных авторских прав:

а) может быть наложен арест на контрафактные (т. е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу. Изъятие и уничтожение контрафакта вез возмещения убытков, за счёт нарушителя.

б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.;

— двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав;

— двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав;

в) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать возмещения морального вреда, а также компенсации упущенной выгоды;

г) суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

2. Административно-правовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (КоАП РФ).

3. Уголовно-правовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. УК РФ предусмотрена ответственность, например, за плагиат (ст. 146), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере.

В случае, если одно нарушение совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно.

Способы защиты авторских и смежных прав

Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространении контрафактных экземпляров произведений. Контрафактные произведения — это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации

«Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

— прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

— взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

— и другие меры, предусмотренные законодательными актами. Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.

Для взыскания компенсации достаточно доказать лишь факт правонарушения, а не причинение и размер убытков. Так, рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент. Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано. Однако указанное решение было отменено вышестоящим судом по следующим основаниям:

— компенсация, установленная пп. 5 п. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыс-кания дохода;

— требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, то есть факта правонарушения независимо от полученного нарушителем дохода.

При этом суд указал, что размер компенсации определяется исходя из конкретных обстоятельств, но какие именно обстоятельства, судом не уточняется1.

Правоприменительная практика судов показывает, что размеры взысканной компенсации в среднем составляют от 100 до 4000 минимальных размеров оплаты труда. При определении размера компенсации суды учитывают:

— характер нарушения, т.е. какие именно права были нарушены;

— масштаб нарушения (например, массовый тираж экземпляров произведения без согласия автора);

— вину нарушителя (нарушитель признал вину и согласен добровольно выплатить авторское вознаграждение);

— убытки правообладателя или доход нарушителя;

Признание права, как способ защиты нарушенных прав, применяется прежде всего в тех случаях, когда нарушаются права автора, исполнителя на имя, например, произведение публикуется без указания фамилии автора либо не указывается фамилия исполнителя.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторских или смежных прав и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.2 п. 1 ст. 49 ЗоАП), как способы защиты нарушенных прав, чаще всего используются одновременно с требованием о выплате компенсации.

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса, убытки включают в себя реальный ущерб, расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества и упущенную выгоду, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Реализация такого способа защиты для правообладателей весьма затруднительна, поскольку требует предоставления доказательств факта наличия убытков, их размера, а также того, что убытки причинены действиями конкретного нарушителя.

Ст. 18 Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычисли-тельных машин и баз данных» предусматривает ограниченный перечень способов защиты по сравнению с ЗоАП. Так, правообладатель вправе требовать:

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— возмещения лицом, нарушившим исключительное право, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;

— а также принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Таким образом, ответственность за нарушение авторского права на программу для ЭВМ или базу данных в виде взыскания компенсации и полученного нарушителем дохода ЗоПЭВМ не предусматривается. Однако данные способы защиты могут быть применены в соответствии со ст. 49 ЗоАП.

Защита авторских и смежных прав возможна не только теми способами, которые предусмотрены в ЗоАП, но и другими способами, в частности, указанными в ст. 12 Гражданского кодекса. Например, компенсация морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные нарушением личных неимущественных и имущественных прав.

В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, — конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передаче этих экземпляров ему.

§1. Понятие и основания защиты авторских и смежных прав

Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и воз­можность принятия эффективных мер по пресечению действий на­рушителя.

В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:

1) представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устране­ние возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реаль­ных посягательств со стороны иных лиц;

2) рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных 1*ражданским законодательством не­благоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;

3) предполагает борьбу с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего пре­вентивный характер;

4) осуществляется в различных юридических формах.

Под формой защиты следует понимать совокупность внутренне согласованных мер, направленных на восстановление нарушен­ного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Формы защиты делятся на две группы — судебные и внесудебные. Первая группа предусматривает защиту авторских и смежных прав

в судах обшей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном 177 Суде Российской Федерации; вторая группа предполагает примене­ние самозащиты прав, мер оперативного воздействия, предусмотрен­ных законом, а также административно-правовых форм защиты.

Субъектами права на защиту авторских и смежных прав явля­ются авторы, обладатели смежных прав и их правопреемники, в том числе их наследники, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, а также уполномо­ченные авторами и обладателями смежных прав лица.

Часть четвертая ГК РФ устанавливает нормы, направленные на укрепление института защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Повышение эффективности правовой защи­ты отношений в сфере создания и использования произведений обе­спечивается за счет включения в данный Кодекс дополнительных норм, закрепляющих следующие новые виды результатов интеллек­туальной деятельности, средств индивидуализации и соответствую­щие им виды интеллектуальных прав:

1) смежного права на содержание баз данных (ст. 1333—1336);

2) смежного права публикатора произведения (ст. 1337—1344);

3) право на доменное имя как средство индивидуализации ин­формационных ресурсов (ст. 1483,1484,1519);

4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуа­лизации предприятия (ст. 1538—1541).

В Гражданский кодекс впервые включены такие институты, как права на фирменное наименование и права на секреты производства (ноу-хау), в отношении которых ранее не существовало единого пра­вового регулирования на уровне закона. Это обстоятельство служит дополнительной гарантией превентивного характера, позволяющей более эффективно защищать указанные права в случае их нару­шения.

К мерам защиты обычно относят меры ответственности, для ко­торых характерно не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав[34]. Вме­сте с тем следует отличать меры гражданско-правовой ответственно- сти от мер защиты гражданских прав. Применение ответственности предполагает установление факта правонарушения. В свою очередь, для применения мер защиты авторских прав достаточно факта пося­гательства или оспаривания субъективного права третьим лицом.

178 Особенность сформированной системы защиты авторских прав заключается в том, что не каждый правообладатель может исполь­зовать любой предусмотренный законом способ защиты. Например, после передачи автором своего исключительного нрава он утрачива­ет право на предъявление иска о выплате компенсации.

Большое внимание в части четвертой ГК РФ уделено мерам по усилению защиты прав граждан — создателей интеллектуаль­ных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекцио­неров и т.д.). Такие меры крайне необходимы в новых экономиче­ских условиях. Дело в том, что в современных условиях результаты творческой деятельности становятся все чаще предметом активно развивающегося рыночного оборота. Товаропроизводители при про­изводстве наукоемкой продукции либо тиражировании произведе­ний литературы, искусства далеко не всегда согласуют эту деятель­ность с авторами используемых результатов интеллектуальной дея­тельности. Без учета этого обстоятельства интересы авторов могут вступать в противоречие с интересами третьих лиц. С одной сторо­ны, законные интересы авторов могут столкнуться с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свобод­ном использовании созданного автором творческого результата, с другой — авторам могут противостоять интересы более сильных в экономическом плане коммерческих организаций, которым автор чаще всего передает права на результат своей творческой деятельно­сти. Система защиты авторских и смежных прав построена на сово­купности принципов, являющихся основополагающими началами гарантированное™ закрепленных в законе прав автора.

Принцип повышенной защиты законных интересов автора полу­чил закрепление н новых положениях Гражданского кодекса. Одним из основополагающих начал, призванных выступить гарантом такой защиты, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим участникам гражданского оборота это право может перейти только от автора по общему правилу в силу договора или по иным основаниям, установ­ленным законом (и. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Например, согласно статье 1295 «Служебное произведение» ГК РФ исключительное право на служебное произведение принад­лежит работодателю, если трудовым или иным договором между ра­ботодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было пре­доставлено в его распоряжение, не начнет использование этого про- кзведения, не передаст исключительное право на него другому лицу 179 или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исклю­чительное право на служебное произведение принадлежит автору

Принцип ограниченной ответственности автора.

Ограниченная ответственность автора предусмотрена законом и при исполнении авторского заказа. В случае неисполнения или не­надлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных вы­плат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

Принцип стимулирования активного использования авторского произведения. В Гражданском кодексе содержатся нормы, направ­ленные на стимулирование к активному использованию авторско­го произведения третьими лицами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, уста­новленного в договоре. При неисполнении этой обязанности ли­цензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В Гражданском кодексе (и. 2 а, 1295) установлено также, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет осуществлять свое право на использование служебного произведения, то он это право утрачивает.

Принцип повышенной защиты прав автора-работника. Исклю­чительное право на служебное произведение науки, литературы и искусства (за исключением служебных программ для ЭВМ и баз

180 данных) стало принадлежать автору. Положение автора укрепляет также последовательно проведенное во всех соответствующих гла­вах части четвертой ГК РФ правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от ра­ботодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке исполнения служебного задания. Это право сохраняется за автором-работником независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный ре­зультат или право на него перейдет к другому лицу.

Защита авторских прав может сопровождаться устранением с рынка недобросовестных участников. Необходимость усиления борь­бы с контрафактной продукцией потребовала включения в часть чет­вертую ГК РФ, помимо существующих в гражданском праве санк­ций за нарушение прав, категории «грубое нарушение». Россия как вторая после Китая музыкальная поп-держава сконцентрировала на своей территории две трети пиратских компакт-дисков, продажа ко­торых в восемь раз превышает продажу легальных музыкальных про­изведений. В России на 80% сайтов бесплатно размещаются песни авторов без их согласия. Серьезную проблему представляет тиражи­рование пиратских музыкальных дисков, компьютерных программ и кинофильмов через Интернет. Особенно сложно закрывать сайты, которые зарегистрированы в странах Западной Европы и США[35].

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает ис­ключительные права на результаты интеллектуальной деятельно­сти и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст. 1253 ГК РФ).

В части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направ­ленные на защиту личных неимущественных прав авторов. В част­ности, восстановлен прежний подход к праву автора на неприкос­новенность произведения (п. 1 ст. 1266), которое по своему содер­жанию стало шире закрепленного в ранее действовавшем Законе «Об авторском праве и смежных правах» права на защиту репутации автора и поэтому в большей мере защищает интересы создателя про­изведения. Согласно пункту 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокраще­ний и дополнений, снабжение произведения при его использовании

иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или 181 какими бы то ни было пояснениями. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоин­ства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ- В этих случаях но требованию заинтересованных лиц допу­скается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Основаниями применения гражданско-правовых способов защи­ты авторских и смежных прав являются:

1) совершенное правонарушение;

2) отрицание или непризнание права иным образом;

3) совершение действий, создающих угрозу нарушения автор­ских и смежных прав.

Первое основание имеет место при непосредственном наруше­нии права.

Второе основание создает юридическую неопределенность и со­мнительность в принадлежности соответствующих нрав, а потому применение способов защиты призвано преодолеть ее путем офици­альной констатации в судебном порядке принадлежности соответ­ствующих прав истцу.

Третье основание влечет применение гражданско-правовых спо­собов защиты ввиду того, что направлено на защиту законного ин­тереса автора или иного правообладателя в беспрепятственном осу­ществлении своего субъективного права в будущем.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector